GoodLP

Успехи тендеров Украины

За последние несколько лет Украина добилась впечатляющего прогресса в сокращении внешних и внутренних дисбалансов в рамках механизма EFF.

Воцарились большие бюджетные и квазифискальные дефициты, государственный долг идет по нисходящему пути; обменный курс в целом является гибким; инфляция, хотя и остается высокой, снижается; международные резервы Центрального банка существенно увеличились; и, что важно, рост вернулся. Были также проведены несколько ключевых реформ, в частности укрепление независимости и управления Центрального банка, очистка банковской системы, принятие пенсионных реформ, повышение тарифов на газ и создание новых независимых институтов для борьбы с коррупцией. Этот прогресс заслуживает похвалы и ни в коем случае не был гарантирован, когда в начале 2015 года был утвержден механизм EFF. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/pravila-provedennya-tendera-v-ukraini-scho-potribno-znaty.

Однако медленный прогресс в проведении структурных реформ — это упущенная возможность коренным образом трансформировать украинскую экономику. Механизм EFF предоставил возможность приступить к решению некоторых глубоко укоренившихся структурных проблем и создать благоприятные условия для частной деятельности. Борьба с коррупцией и укрепление верховенства закона, реформирование и приватизация крупного и неэффективного сектора государственных предприятий, открытие рынка сельскохозяйственных земель и газового сектора были направлены на создание более конкурентоспособной и устойчивой экономики, но этого еще не произошло. Несмотря на достигнутый прогресс, структура экономики остается в значительной степени неизменной, при этом в ключевых секторах экономики по-прежнему доминируют олигархи, сдерживающие конкуренцию и сдерживающие новых участников. Кроме того, хотя возможности для коррупции были сокращены, мало кто из тех, кто извлек выгоду из коррупционных схем, был осужден, что оставило чувство безнаказанности и разочарования в обществе. В результате объем инвестиций остается низким и далеко не достаточным для поддержки более активного роста, необходимого для того, чтобы доходы населения сравнялись с доходами других стран региона. Вызывает сожаление, но не вызывает удивления тот факт, что имеет место массовый исход трудящихся в поисках лучшей работы за рубежом. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: tender.uub.com.ua.

На фоне сохраняющихся потребностей платежного баланса имеет смысл сохранить экономические выгоды с помощью новой программы, поддерживаемой Фондом. Недавние достижения не являются необратимыми и могут быть утрачены в год выборов, если произойдет откат в политике. Обнадеживает тот факт, что власти разработали политическую повестку дня, в которой приоритетное внимание уделяется макроэкономической стабильности на основе разумной политики, и высоко оценивают дальнейшее взаимодействие с международным сообществом, в том числе с Фондом через новый СБА. Важно, чтобы программа не прерывалась на протяжении всего срока ее действия, а власти избегали ошибок, которые приводили к задержкам и перебоям в работе предыдущих программ Фонда. Не менее важно, чтобы обязательства в отношении других учреждений также выполнялись оперативно, с тем чтобы обеспечить их своевременное выполнение. 

Принятие государственного бюджета

Принятие обоснованного государственного бюджета на 2019 год свидетельствует о приверженности властей обеспечению бюджетной устойчивости. Несмотря на политическое давление, в следующем году нет места для снижения налогов, учитывая насущные потребности в расходах и необходимость продолжения сокращения государственного долга. Вместо этого усилия властей должны быть направлены непосредственно на совершенствование налогового и таможенного администрирования, которое остается ахиллесовой пятой нынешней бюджетной системы. Сохранение целевого бюджета на 2019 год укрепит доверие и поможет сохранить доступ Украины к рынкам капитала. Необходимо неуклонно продолжать усилия по возмещению государству убытков от банкротств банков. 

Преобразование НБУ в современный центральный банк было, пожалуй, самым важным институциональным достижением последнего времени и должно быть защищено. Недавние решения по процентным ставкам свидетельствуют о приверженности НБУ низкой и стабильной инфляции в качестве якоря экономической стабильности. Его постоянные усилия по улучшению финансового состояния банков, а также его управление валютной системой и постепенное снятие контроля за движением капитала были образцовыми. Крайне важно обеспечить независимость НБУ. 

Твердая реализация более узконаправленного комплекса реформ будет иметь решающее значение для успеха программы. Укрепление системы управления доходами будет иметь важнейшее значение для обеспечения финансовой устойчивости, а также для дальнейшего улучшения управления и делового климата в целях привлечения инвестиций и, таким образом, обеспечения роста и внешней устойчивости наряду с продолжением усилий по борьбе с коррупцией и, наконец, с продажей крупных государственных компаний. Наряду с введением в действие независимого антикоррупционного суда решающее значение для эффективности системы уголовного правосудия по борьбе с коррупцией будет иметь то, что заслуживающий доверия прокурор по борьбе с коррупцией будет эффективно поддерживать следственные усилия НАБУ и обеспечивать, чтобы серьезные дела, связанные с высокопоставленными должностными лицами, преследовались и направлялись на рассмотрение в беспристрастном порядке. Это все области, где есть сильная поддержка в обществе, которая должна помочь преодолеть сопротивление со стороны корыстных интересов. 

Персонал поддерживает просьбу властей о резервном механизме, с тем чтобы он стал преемником механизма EFF. Новый SBA обеспечит важный якорь для экономической политики властей в течение сложного года. Программа имеет соответствующий баланс между корректировкой и финансированием, направленный на дальнейшее снижение экономической уязвимости Украины.